Усложнение усложнения как универсальный художественный приём

В большой, растянувшейся в 1906 г. на три номера «Нового Времени» статье «Толстой и Достоевский об искусстве» Розанов противопоставляет Толстому Достоевского в его стремлении «вникать в усложнения всего рода, будь то усложнения усложнения мысли или усложнения жизни».

Это ведь соответствует и писательской технике — сложность Толстого выстраивается из стремление к простоте «атомов», дойти до самого мельчайшего, простейшего, ускользающего — анатомия души —
отсюда же и его остранение — увидеть нечто «вне контекста», взглядом дикаря — как Наташа смотрит оперу, если не брать более скандальный, но то же по существу приема пример из «Воскресения» — сложность здесь в том, как это целое разбирается на простейшее, и, напротив, Достоевский, как и увидел Бахтин, все собирает в одну точку, спрессовывает до предела — поскольку скорость есть единственный доступный во времени способ приближения к вечности — «настолько быстро, что практически синхронно».

Источник: Блог апатрида

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *