Новое учение о языке Николая Марра

Отвечая на просьбу изложить, чем меня пленил Марр, не поручусь за адекватность формулировок, это то, что прочёл я, но чем богаты.

Самое, пожалуй, характерное в «учении» Марра это, прежде всего, «системный подход», т.е.отказ от рассмотрения отдельных языков как изолированных и самодовлеющих сущностей в пользу их трактовки как позиций в достаточно обширной сети отношений, в идеале трансисторической и глобальной,т.е. охватывающей все языки, какие когда-либо были, есть и, возможно, будут далее.

Это весьма характерное для его времени представление о системной динамике как функции конфликта между двумя разноуровневыми группами структур, доминантными и рецессивными, которое получило весьма основательную разработку в биологии (популяционная генетика Кольцова), в политической философии марксизма и в психологии (психоанализ), в отечественной филологии эта точка зрения, сколько понимаю, была предложена Шахматовым и потом по-своему разрабатывалась у Ларина, Тынянова и Бахтина, но в первую очередь у Марра и учёных его круга.

Фрейденберг напрямую сопоставляет такой подход с психоанализом и даже предлагает термин «палеонтология культуры», очень похожий на то, как позднее определил свои работы М.Фуко, т.е. рассматривает образцы поведения, понятия и ценности как результат длительного исторического процесса, а не личного или группового произвола.

Наконец, это чисто процессуальное, динамическое представление о языке как о структуре, реализованной на множестве локальных речевых практик, которые перманентно сталкиваются, интерферируют и функционально замещают друг друга, сам язык рассматривается скорее как результат их институционализации, т.е. закрепления в качестве обязывающей социальной нормы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *