Доброе утро, Вьетнам!

Время длиннопостов о наболевшем и размышлений в никуда. я ведь и создал этото блог, едва ли не впервые в жизни чувствуя острую необходимость делиться своими мыслями в Интернете. и сегодня я хочу поговорить о литературе.

Есть такой ресурс на просторах Интернета – фикбук. на нем любой желающий может создать свое продолжение к понравившемуся произведению. книге, сериалу, фильму – неважно. по сути, это воплощенная возможность проникнуть в чужую вселенную не только как созерцатель, но и как демиург; возможность вдохнуть в нее новую жизнь и оживить полюбившихся персонажей. разумеется, идея прекрасная. но, как и всегда, подкачало исполнение. вернее будет сказать, что краеугольным камнем стало отношение некоторых авторов к своему труду. и об этом я хотел бы поговорить поподробнее – так би мовити, сказать пару ласковых. но для начала – мое излюбленное лирическое отступление.

Пожалуй, начать стоит с того, что я ненавижу потребительское отношение к литературе. обычно оно проявляется двумя крайностями. и обе жанровые.

Первая: флафф (не путать с романтикой). мы, мол, читаем фанфики, чтобы отвлечься от ужасов мира, в котором нет ни света, ни тепла. поэтому давайте наши герои будут признаваться друг другу в любви на каждой странице, страстно целовать друг друга во все доступные места и клясться в верности до гроба. выглядит это, мягко говоря, отвратительно, и ни тепла, ни в света в подобном лично я не вижу – только чудовищную неправдоподобность происходящего. а ведь принцип литературы таков: читатель обязуется верить автору, а автор обязуется сделать все возможное, чтобы читатель ему поверил. я же, при прочтении подобных текстов, выступаю в роли Станиславского. не верю. не верю, мать вашу, что вы хоть чуть-чуть постарались над обоснованностью происходящего. вот откуда ноги растут: я (и, думаю, не только я) проникаюсь лишь тем, во что верю. а я тот еще скептик в этом вопросе. возможно, существам чутким и хрупким, витающим в высших материях, подобное словоблудие и пришлось бы по вкусу. но я прошу унести подальше от меня тексты, в которых нет ни грамма реализма – от них дурно пахнет чем-то тошнотворно сладким и розовым. я могу не любить Брэдбери, сколько душе моей будет угодно, но не могу не признать его мастерство: в «Вине из одуванчиков» – море тепла и света и вовсе нет этой мерзкой наигранной слащавости.

Теперь поговорим об обратной стороне медали: о драме. по моему искреннему убеждению, драму писать легче, чем флафф, по одной простой причине: в ее основе всегда лежит конфликт. а именно конфликт и служит толчком, позволяющим событиям стремительно – или не очень – развиваться. флафф – теплое, спокойное море; драма – девятый вал, разрушающий корабли в щепки. но, черт побери, как же сложно не переборщить!

Если вы бывали на фикбуке, то наверняка читали тексты, в шапке которых стоит «драма». и, к моему величайшему сожалению, в них по большей части все сводится к «Петя из восьмого «А» меня не любит, пойду вскрою вены ложкой». м-м, как интересно читать, правда? после Оруэлла, после Булгакова, после Паланика, после… ладно, кому вообще интересны мои любимые писатели. спасибо огромное, дорогие двенадцатилетние авторы, что пнули труп литературы да еще и нагадили сверху.

Мы медленно подбираемся к теме. знаю, я люблю ходить ослиными мостами. я понимаю, каждый с чего-то начинает и, более того, каждый начинающий автор оперирует доступными ему ситуациями: школьник, например, не сможет правдоподобно написать про университет (я видел много нелепых попыток). человек не может прыгнуть выше головы – ведь даже в фантастике внеземные цивилизации так или иначе похожи на людей. и это совершенно нормально. вопрос в другом: в старании.

Ладно, закончим сначала про драму. итак: не переборщить. тут ситуация та же, что и с флаффом, только герои ведут себя диаметрально противоположным образом: рыдают каждую главу, то и дело пытаются вскрыть вены (обычно даже получается, но до летального исхода не доходит), и все в таком же духе. или, как вариант, читатель видит особо дерьмовую антиутопию – простите, дешевую пародию на нее, вроде тоталитарного государства или зомби-апокалипсиса с главными героями-подростками, чтобы срубить лайков на популярной теме. герои все, как на подбор – с тонкой душевной организацией, бледные, худые, как щепки, и обязательно заявлены умными, хотя в итоге весь текст уходит на выяснение межличностных отношений. вот и получаются голодные дивергенты в лабиринте. кстати, слезы и вены прилагаются, заказывали вагон?

И знаете, что я вам скажу, дорогие авторы? это так н е р а б о т а е т. проблема все та же: не верю. я, в принципе человек не особо сострадательный, не стану убиваться из-за того, что мне сухо рассказывают в первом же абзаце, что у главного героя родители погибли в автокатастрофе (как пишут некоторые – до его рождения, ха-ха). мне не станет его жаль, пока я не увижу в нем личность, пока не увижу что-то, за что его можно уважать; пока не почувствую: о, он же похож на меня, а что бы я делал в такой ситуации?.. мне не жаль картонок с бумажными наклейками на лбу. да-да, те самые: привет, меня зовут Катя Иванова, мне 13 лет… не лучший способ начать рассказ, не находите?

Но знаете, что лучше вообще не открывать на фикбуке? тексты, у которых в шапке стоит «философия». начать, пожалуй, стоит с того, что в любом тексте, так или иначе, есть философия – а иначе это не литература вовсе. но вы видели проблематику подобных произведений? моя лучшая подруга увела у меня парня, поэтому люди – дерьмо, мир – дерьмо, а меня никто не любит. а называется подобная буффонада всегда как-то пафосненько. «Слезы судьбы», например. или «Ты изменила мой мир Лея». иногда там, кстати, еще бывает отвратительно написанное порно с заявленными соулмейтами. в общем говоря, студент-философ со сломанной парадигмой плачет кровавыми слезами и клянется больше никогда в своей чертовой жизни не открывать подобное. и открывает снова. боюсь представить, как чувствуют себя студенты-филологи…

Я настолько распалился, что уже забыл, о чем вел речь. со мной случается, правда. так что вернемся к самому началу: фикбук.

Как можно понять, это любительский сайт, где любой желающий, будь ему хоть восемь, хоть пятьдесят лет, может написать рассказ – по своей или чужой вселенной. но разве от того, что литература любительская, она перестает быть литературой? авторы больше не обязаны соблюдать правила русского языка, прописывать персонажей и создавать интересные ситуации? серьезно?! о, господи, я же могу просто выдать бессвязный поток слов, а мне еще и лайков за это поставят?! – так они думают. и выдают – полнейшую шизофазию, предлагая нам, читателям, поверить, что ЭТО настоящая литература, а не ее изуродованный труп.

Лентяи, которые хотят легкой жизни и всеобщего признания – вот, кто оккупировал фикбук. и я видел множество примеров в родном фандоме. особенно часто все начинается с того, что: «ой, а если бы мы с подружками попали в *сериалнэйм*? о-о-о, что бы началось!..» и черт, как же это достало. я не имею ничего против произведений, где персонажа наделяют какими-то своими качествами – ведь мы пишем, основываясь на жизненном опыте, мы можем видеть жизнь только под одним углом – своими глазами; но полнейшего списывания персонажа с себя и создания очередной картонки я не терплю. это просто потребительство. дешевое и уродливое.

Нужно чем-то закончить. как говорил персонаж сериала «Сверхъестественное»: «Any chapped-ass monkey with a keyboard can poop out a beginning, but endings are impossible. You try to tie up every loose end, but you never can. The fans are always gonna bitch». но, к счастью, у меня нет фанатов, так что недовольным не останется никто.

Что ж, позволю себе закончить цитатой. мне кажется, она идеально описывает происходящее на моем – все еще – любимом сайте:

ВОЙНА — ЭТО МИР;
СВОБОДА — ЭТО РАБСТВО;
НЕЗНАНИЕ — СИЛА.

Спасибо тем, кто прочитал мой крик души до конца.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *